Соломникова Людмила Николаевна
Учитель-логопед, учитель-дефектолог.
Высшая квалификационная категория.
Внимание, уважаемые родители! Новинка! В пособии представлены увлекательные задания в виде речевых игр на расшифровку слов различной сложности с использованием специально нарисованного алфавита-шифра. Каждая буква заменена символом (рисунком), опирающемся на оптические, кинестетические или ассоциативные образы букв и соответствующих звуков. В книге представлено 19 заданий иа расшифровку букв, слов, на восстановление слов, звуко-буквенный раэбор расшифрованных и составленных слов, повторение понятий "звук", "буква", дифференциацию гласных и согласных звуков и букв, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, составление слоговых и звуковых схем, на развитие зрительного внимания, позиционного звуко-буквенного анализа, исправление ошибок в словах, морфемный разбор слов и пр.
Наступил новый учебный год! А вместе с ним пора логопедической диагностики. Позвольте предложить пособие для взаимодействия родителей, воспитателей, логопеда и детей) Логопедический альбом создан с целью обеспечения основательного и исчерпывающего обследования произношения всех 42 звуков русского языка у детей 5-7 лет. Иллюстративный и речевой материал представлен с учётом возраста обследуемых и подобран так, что в названии картинки заданный гласный звук находится под ударением, а в материале на свистящие, шипящие и сонорные согласные не встречаются одновременно звуки, часто смешиваемые артикуляторно и акустически.
Для повторения и называния представлены звуки в изолированном виде, в открытых и закрытых слогах и в слогах со стечением согласных; простые словосочетания; забавные четверостишия; короткие рассказы.
Уважаемые родители, вашему вниманию представляю свою новую книгу. В работе с пособием учащемуся предстоит расшифровывать речевой материал различной сложности. Каждая буква заменена символом (рисунком), опирающимся на оптические, кинестетические или ассоциативные образы букв и соответствующих звуков.
Пособие направлено на своевременную профилактику таких проблем, как нечёткое знание букв алфавита; сложности при переносе услышанного в буквы и при установлении соответствия букв звукам; написание слов с пропуском гласных, пропуском согласных звуков при их стечении; искажённое написание букв; замена букв, которые имеют сходство по каким-либо признакам; перестановки, добавления букв, слогов и пр.
Автоматизация звуков в домашних условиях
Автоматизировать звук – ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:
- автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
- автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
- автоматизация звука в предложениях;
- автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
- автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
- автоматизация звука в разговорной речи.
К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.
- Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.
Автоматизация звука в слогах.
Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
Например, при автоматизации звука [С] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: са, сы, со, су, затем в обратные: ас, ыс, ос, ус, далее в слоги, где звук находится между гласными: аса, асы, асо, асу, ыса, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): сто, ста, спа, сма, сны, ско.
Автоматизация звуков в словах.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са – сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова.
Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.
Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).
Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждое положение звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 20–30 картинок (можно схематично нарисовать самим). За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).
Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.
Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.
- Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Учитесь играть со своим ребенком, используя для этого любой подходящий момент.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.
Предлагаю вам несколько интересных игр, которые можно применять, начиная с этапа автоматизации звука в слове.
«Загадки»
Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.
«Чего не стало?»
Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.
«Что изменилось?»
Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.
«Что лишнее?»
Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.
Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.
«Слова вокруг нас»
Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.
Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).
В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, в очереди. Дома в эту игру можно играть с мячом.
Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с нужным звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее. Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.
Самое полезное для ребенка - ваш неподдельный интерес к совместным занятиям, радость за его успехи. Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.
Используемые источники: Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.; Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.; Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.; Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Т. Дмитриевна, 2015. – 160 с.; Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.
В авторской игре «Сам себе логопед» родитель, не только будет фиксировать улучшения в речи ребенка, но и примерит на себя роль логопеда, упражняясь и совершенствуя навыки звукобуквенного анализа слов, составления слоговых, звуковых схем, а также схем предложений, закрепляя изученное ребенком на занятиях с логопедом. Дидактическая игра «Сам себе логопед» — это полезное и увлекательное занятие не только для ребенка, но и для его родителей, получение логопедической помощи, не выходя из дома.
Уважаемые родители, начался новый учебный год! А вместе с ним в жизнь малышей входит и новый вид деятельности - выполнение домашних заданий. Рекомендации для родителей по выполнению домашних заданий в рабочих тетрадях для закрепления пройденного на логопедических занятиях:
- Формируйте положительную мотивацию на выполнение домашнего задания.
- Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
- Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам!
- Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
- Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше будьте рядом, пусть выполняет медленно и неправильно, зато сам!
- При возникновении сложностей, консультируйтесь с учителем-логопедом, ведь только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
- Кто такой логопед?
Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.
- Когда ребенок должен начать говорить?
Примерно с шести - семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».
К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» - это тоже слова!)
К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)
Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.
- Когда следует начинать занятия?
Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.
Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.
Календарь посещения логопеда
- Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
- В возрасте 1 года - логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
- В возрасте 2ух лет - логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
- В 3 года - логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
- В 4 года - логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
- В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
- Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.
По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.
Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.
- «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?
Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.
Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.
Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.
Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.
Используемые интернет ресурсы: https://nuzhen-logoped.ru/
Как известно, немалое количество детей, поступающих в первый класс, не готовы к выполнению школьных требований и с трудом справляются с новым видом деятельности, для них учеба представляет значительные трудности, хотя умственно они развиты совершенно нормально. Это явление связано с недостаточно развитым функциональным базисом для овладения чтением и письмом. Ребёнку в дошкольном детстве необходимо научиться ориентироваться в звуках и буквах, из которых состоят слова, и научиться точно воспринимать устную речь. Это удаётся далеко не всем детям, и у многих из них возникают специфические трудности письма (пропуски и перестановки букв в словах, замена одних букв другими, «зеркальное» написании букв и т.п.), которые свидетельствуют о наличии у ребёнка риска развития дисграфии. Для успешной профилактики дисграфии у дошкольников, посещавших логопедические группы, необходимо продолжать в летнее время занятия по развитию зрительно-пространственных функций, зрительного, слухового восприятия, памяти, графомоторных навыков, фонематических функций. Всё это как нельзя лучше поможет ребёнку плавно перейти на новую, сложную ступень образования!!!
Уважаемые родители, впереди лето – пора отдыха детей от систематических занятий с учителем-логопедом! НО! Летом ни в коем случае нельзя забывать о каждодневных упражнениях на автоматизацию поставленных звуков! Очень важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки и пр.) за летний период ДОЛЖНЫ УКРЕПИТЬСЯ, а не пропасть, что неминуемо, если прекратить упражнения на летнее время.
Для ребёнка упражнения должны проводиться в игровой форме, занимать по времени максимум 10 минут в день.
Рекомендую ряд авторов, игровые задания которых помогут справиться с этой задачей.
- Н.В. Нищева «Задания для автоматизации и дифференциации звуков разных групп»
- Л.А. Комарова «Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника»
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация звуков у детей».
Уважаемые родители! В ваших интересах внести посильный вклад в развивающуюся речь своего ребёнка! Это чрезвычайно важно! Выполняя задания, вы занимаетесь и ПРОФИЛАКТИКОЙ нарушений чтения и письма, что для деток с логопедическими проблемами в прошлом просто необходимо! Удачи, сил, терпения! Впереди новый, непростой этап!
Автоматизация звука [P] (видео)
Автоматизация звука - введение "чистого" звука в речь. Проводится в три этапа. Первый – это автоматизация в слогах, второй – в словах, третий – словосочетания и предложения, связная речь. Только такая последовательность поможет ввести чистый звук в самостоятельную речь.
Автоматизация звука проводится с помощью речевых игр индивидуально и в подгруппах. Также автоматизацией занимаются и родители дома (по рекомендации логопеда).
* на видео демонстрируется автоматизация звука на уровне предложения в работе с подгруппой детей.
Занятия по развитию лексико-грамматического строя речи
Темой каждого такого занятия является ЗВУК и соответствующая БУКВА. Задания все проводятся на материале запланированной лексической темы. Лексическая тема отражена в упражнениях по развитию общей, мелкой моторики, мимической мускулатуры, в работе по развитию дыхания и голоса, в лексико-грамматических упражнениях.
https://vk.com/detsad24sestrorezk?w=wall509981623_165%2Fall(видео)
Уважаемые родители!
Позвольте наметить для Вас и ваших детей план необходимых мер по отработке и закреплению правильного звукопроизношения, дальнейшего развития лексико-грамматического строя речи!
Чрезвычайно важным в процессе коррекционно-логопедической работы является её непрерывность и регулярность! Занятия и упражнения должны проводиться КАЖДЫЙ ДЕНЬ!
Особое внимание родителей должно быть уделено автоматизируемым звукам (автоматизация звука – введение в речь звука, произношение которого ребёнок недавно освоил) и артикуляционной гимнастике, которая просто необходима для дальнейшей выработки новых нормативных артикуляторных укладов.
Веселая артикуляционная гимнастика
https://www.youtube.com/watch?v=-8eO3TlK2HI
Автоматизация звуков
https://vk.com/wall-105325448_4
Для того, чтобы речь наших маленьких непосед, в дальнейшем стала инструментом для познания, развития, достойного выражения мыслей, необходимо выполнение игровых упражнений по развитию лексико-грамматического строя речи.
Также внимание необходимо уделить графомоторным навыкам! Готовим руку к письму! Для этого подойдут задания на обводку, штриховку, работа в любимых раскрасках. Необходимо использовать только цветные и простой карандаши, следить за правильностью захвата карандаша и позой за столом.
Будьте внимательны к речи ваших детей!
"Логопедические фанты "
В ходе реализации рабочей программы Соломниковой Л.Н., построенной с учётом основных направлений педагогического процесса в ДОУ (диагностического, коррекционно-компенсирующего, развивающего и других), логопедом используется множество инфомационно-методических средств, направленных на коррекцию речевой функциональной системы. Помимо этого, используются и авторские разработки:
Л.Н. Соломникова «Логопедические фанты». ООО «Издательство Гном», 2018. Работа с данным пособием способствует развитию и совершенствованию фонематических представлений, закреплению навыков составления слоговых, звуковых схем, а также схем предложений, закреплению знаний о фонетической системе родного языка, дальнейшему совершенствованию навыка звукобуквенного анализа слов.
(авторская разработка учителя-логопеда Соломниковой Л.Н.)